Будь вы семи пядей во лбу, и на старуху может случиться проруха: невзначай разочаруете коллектив, и ответом станут избегание и холодность. А на вас обрушатся комплекс вины, мучения и желание написать «по собственному». Стоп, можно обойтись без драм.
Что вы там натворили? Подвели коллектив, просрочили сдачу проекта или отчета, не вышли на общий субботник? Наверняка ваши прегрешения средней тяжести, потому что за серьезный ущерб компания покарала бы увольнением. Под тяжелым проступком имеется в виду «сливание» важной информации конкурентам, переход на их сторону и прочие предательства. Циничные люди допускают такое без раскаяния, с последующим бегством на сторону противника – но тут дело другое. Вы понимаете, что оступились, переживаете из-за молчаливого бойкота коллег и мечтаете восстановить репутацию. Начните с самого главного…
Укротите вину
Да, вы виноваты – умышленно или случайно. Это чувство довлеет и мешает не просто жить, но и все исправить. Панические атаки заставляют метаться: то принесете на работу тортик, который никто не ест, то рыдаете в туалете, ненавидя коллег за бессердечие. Лучше так: целый день вы подарите этому гнетущему ощущению. Весь выходной вы будете плакать, хандрить и даже кричать. Но только один день. Вы осознали неправильность поступка – хватит самобичевания, это контрпродуктивно.
Индивидуальный подход
Вряд ли коллектив дружно повернулся спиной и ни в какую не идет на контакт, все равно есть коммуникационные бреши. Так, в любом сообществе есть демонстративные типы – им нужно увидеть ваши переживания. На выручку придут слезы или горестные вздохи, просьбы о прощении, фразы о раскаянии. Если вы родились женщиной, то не лишены актерских способностей. Поймите, речь не о фальшивом раскаянии, на вашу искренность никто не посягает, просто демонстративные типы верят только в публичные покаяния и показное страдание. Убедить эту категорию коллектива сложнее всего дается мужчинам, потому что никто не хочет быть в роли Пьеро, проще уволиться. Вздыхайте, говорите правильные слова и просите прощения, именно прощения, слово «извините» демонстративные личности считают недостаточным. На очереди более умные коллеги – таких не проймешь тортиком и рыданиями. Их разочарование более глубоко, но на то они и умные, поскольку однажды зададутся вопросом – что заставило вас так поступить. И вот на этом этапе желательно подойти с откровенным разговором. Не обвинять, играя на опережение, не оправдываться запальчиво, не строить гордеца, мол: «Не нужно мне ваше прощение», а поговорить как взрослые люди.
Вероятно, вас не захотят слушать – значит, коллега еще не дозрел. Ограничьтесь словами: «Мне искренне горько из-за моего поступка, и не знаю, простил бы я сам себя. Могу лишь сказать, что это было не из умысла и не со зла. Если вы сейчас не готовы к разговору, я буду ждать. Не ради оправданий, но просто не хочу казаться хуже, чем я есть. Пожалуйста, дайте мне знать, если у вас будет подходящее настроение выслушать».
Имейте в виду, что умные авторитетные сотрудники – самое важное звено. Дело в том, что группа может в разы усилить груз переживаний из-за случившегося. Поэтому прежде всего нужно восстанавливать репутацию в глазах сотрудников, имеющих в коллективе наибольший вес.
«Говори, кому говорят…»
Прежде чем вам дадут слово, подготовьтесь. Упаси бог потерять такой шанс, начав мямлить несуразицу, неосторожные обороты могут усугубить ситуацию. Заранее напишите все аргументы в свою пользу – без атакующих интонаций. Уместные фразы звучат так: «Я посчитал правильным сделать и сказать то-то», «С моей стороны было глупо не поставить в известность», «Пожалуй, это было самонадеянным», «Я не справлялась и не попросила помощи, это было неправильно», «Если будет шанс, я все учту и исправлю».
Вообще навык общения стоит развивать непрерывно, если живете в обществе – читайте соответствующую литературу или слушайте тренинги.
Конструктивная критика
После выступления наверняка коллеги захотят высказаться, и не ждите быстрого прощения с прижиманием к груди. Скорее всего, будут критиковать – и некоторые слова вызовут волну возмущения. Возможно, кое в чем обвинят несправедливо, но ради своего же благополучия помалкивайте. Частая ошибка – уход в оборону, перепалка с критиком, и в итоге новый конфликт. Никто не поверит, что вы стали на путь исправления, если снова залезете в окоп и приметесь метать словесные гранаты. Так что молчите, даже если критикующий не прав: люди умнее, чем мы думаем, и отметят его несправедливость – это минус уже ему. А вам пока лучше остаться в роли жертвы, поверьте, сдержанность оценят.
Когда слово возьмет руководитель или другой авторитетный сотрудник, слушайте без наигранного подобострастия, истеричных поддакиваний и рыданий. Слушайте не для того, чтобы потом, наедине с собой, разобрать по косточкам и опровергнуть, а чтобы услышать. Очень часто люди со стороны видят наши слабости, которые мы не замечаем. Критика умного коллеги – не продолжение противостояния, а ваша реальная возможность стать лучше.
Удачи!