Государственный и муниципальный контроль (надзор), проверки. Изменения вступающие в силу с 1 января 2017 года.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и Федеральный закон “О стратегическом планировании в Российской Федерации” Вносит изменения в: ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” |
Со следующего года значительно изменятся правила проведения проверок надзорными и контролирующими органами. Соответствующие поправки в Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ. Часть новелл облегчит жизнь предпринимателям и организациям. Например, будут вестись Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их осуществление, и аналогичные перечни регионального и муниципального надзора и контроля. Порядок их ведения определит Правительство РФ. Надзорные органы обязаны будут размещать в Интернете для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также вести широкую разъяснительную работу. Для отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля будут использоваться чек-листы (списки контрольных вопросов). Предусматривается проведение предварительной проверки надзорными органами тех фактов, которые содержатся в поступившем обращении о нарушениях (которые теоретически могут влечь внеплановую проверку), в том числе на предмет анонимности. Если в орган контроля поступили сведения о том, что произошло или может произойти незначительное нарушение обязательных требований (без вреда жизни, здоровью и т.п.), а виновник ранее не привлекался к ответственности, то орган контроля вправе будет не проводить проверку, а объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Обращение потребителя по поводу нарушения своих прав будет влечь внеплановую проверку только при условии, что потребитель обращался с претензией к организации или предпринимателю, но его обращение не было рассмотрено либо требования не были удовлетворены. Наконец, будет исправлена неудачная формулировка о сроках извещения о плановой проверке: после нового года предупреждать о таковой во всех случаях нужно будет не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (сейчас – в течение трех дней до ее начала). Другие нововведения предоставляют надзорным органам новые полномочия. Например, органы власти вправе будут разработать и утвердить так называемые “индикаторы риска нарушения обязательных требований” – некие параметры, соответствие или отклонение от которых, выявляется при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами. Эти индикаторы сами по себе не являются доказательством нарушения, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. Если провести проверку невозможно из-за отсутствия предпринимателя или руководителя организации и их представителей, то о невозможности ее проведения будет составляться специальный акт. В этом случае у надзорного органа будет еще три месяца на то, чтобы принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Наконец, контрольные органы получат право проводить контрольные закупки, в том числе и дистанционно, через интернет (чтобы проверить соблюдение обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям). Правда, проводить контрольную закупку можно будет исключительно в том случае, если это предусмотрено специальными федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора). Проводиться она будет по некоторым из оснований для внеплановых проверок и, естественно, безо всякого предварительного уведомления, а информация о ней будет вноситься в единый реестр проверок. |
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2016 г. N 729 “О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов свободного порта Владивосток органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля” |
Определены правила проведения совместных плановых проверок резидентов свободного порта Владивосток органами госконтроля (надзора), муниципального контроля. Органы, планирующие такие проверки, до 1 июля года, предшествующего году проведения проверок, направляют для согласования в Минвостокразвития России проекты ежегодных планов проверок. В Министерстве не позднее 10 августа принимается решение о проведении совместной проверки и ее дате. При этом количество проводящих проверку органов не должно быть более 3. Орган, проводивший предыдущую плановую проверку более 3 лет назад, имеет приоритет в принятии решения о включении его в число участников проверки. Органы контроля дорабатывают планы с учетом предложений Министерства. Утвержденные планы направляются в Минвостокразвития России до 1 ноября. Там формируется сводный ежегодный план и размещается на официальном сайте до 31 декабря. Органы контроля уведомляют Министерство о плановой проверке не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения. Определен порядок составления акта проверки и направления его в Министерство. |
Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. N 415 “О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок” | Установлен порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля. Положения о присвоении проверкам учетного номера и включении информации о проверках в реестр применяются в отношении проверок, проводимых в рамках муниципального контроля, – с 01.07.2017. |
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2016 г. N 620 “О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” |
Утверждена новая форма распоряжения (приказа) органа госконтроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (плановой/внеплановой, документарной/выездной) юрлица, ИП. Необходимо указывать, в рамках какого вида (видов) госконтроля (надзора), муниципального контроля проводится проверка, прописывать реестровый(ые) номер(а) функции(й) в ФГИС “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций))”. Также теперь должны указываться обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке. |
Остались вопросы ? Напиши комментарий ! Удачи !